В Симферополе открылась выставка работ Вероники Шевчук

Брюс Спрингстин подстегнул темп жизни

Новый альбом Брюса Спрингстина High Hopes оказывается на деле не таким уж и новым. Так, навеянная романом Стейнбека «Гроздья гнева» The Ghost of Tom Joad была титульной на альбоме 1995 года, а Harry's Place выходила в 2007-м на альбоме Magic (как и Frankie Fell In Love).

American Skin (41 Shots), посвященная памяти убитого полицией безоружного иммигранта Амаду Диалло, сочинена в 1999-м, а Down In The Hole впервые прозвучала на альбоме The Rising в 2002-м. Среди кавер-версий - песни культовой синт-группы Suicide (Dream Baby Dream), австралийцев The Saints (Just Like Fire Would) и лос-анджелесцев The Havalinas (титульная песня).

Отчего же после невероятно уверенного и мощного альбома Wrecking Ball, вышедшего в 2012-м, Босс (так в США зовут Спрингстина с конца 1970-х) выпускает сборник, созданный методом поскреба по сусекам? Ответ на этот вопрос отнюдь не прост. Спрингстин давно говорил, что из его закромов вполне может получиться новый альбом, и даже начал работу вместе с продюсером Робом Аниэлло, но шла она ни шатко ни валко.

Помог случай: участник группы Босса The E Street Band «Малыш» Стивен Ван Зандт, все чаще предпочитающий актерскую карьеру музыке, отбыл на съемки сериала «Лиллехаммер». Вместо него был рекрутирован гитарист и певец Том Морелло, известный по группам Rage Against The Machine и Audioslave. Его участие, как неоднократно говорил Спрингстин, сильно повлияло на гастроли 2013 года и стимулировало работу над High Hopes. Собственно, некоторые песни вошли в альбом именно по настоянию гитариста. Спрингстин проводил в студиях до 15 часов в сутки, как будто боялся упустить ту искру, тот огонь, который он увидел в Морелло.

Как ни странно, High Hopes вышел достаточно цельным - более того, некоторые критики склонны видеть в нем чуть ли не прямой сиквел предыдущего альбом. Старые песни неожиданно обрели новую жизнь - в особенности The Ghost of Tom Joad, превратившаяся из полуакустической баллады в яростный электрический гимн, а среди того, что было записано, но так и не увидело света, стоит отметить The Wall, реквием по старому товарищу, на котором умиротворяюще звучит орган Дэнни Федеричи, умершего еще в 2008-м. Ну и то, что альбом начинается и заканчивается кавер-версиями, тоже выглядит символично. Разухабисто-драчливая High Hopes и медитативо-лирическая Dream Baby Dream - как вход и выход, как инь и ян.

И, конечно, все это объединено личностью самого Спрингстина. 64-летний рокер - едва ли не одна из самых ярких личностей на американском музыкальном небосклоне в течение вот уже тридцати с лишним лет. Он не созерцатель, он жадно глотает жизнь, не боясь поперхнуться - и щедро делится со слушателем своими наблюдениями и выводами.

Возможно, возраст все-таки берет свое, возможно, High Hopes был записан специально для того, чтобы Спрингстин не утратил темп жизни, интенсивность творчества - что с того? В любом случае в процессе выполнения этой утилитарной задачи был достигнут еще и художественный результат.