Во французском Милузе организованы выставка и концерт, посвященные Мехсети Гянджеви

Рабы и аферисты признаны лучшими

Хотя из семи возможных «Глобусов» фильм Стива Маккуина, снятый по мемуарам чернокожего Соломона Нортапа, в 1841 году похищенного в рабство, получил всего один приз, похоже на то, что исход «оскаровской» гонки в этом году можно предсказывать с особой уверенностью (номинанты на «Оскар» будут объявлены 16 января). Трудно представить, кто сможет конкурировать по значимости и прямолинейности социального высказывания с маккуиновской черно-белой (в морально-этическом смысле) аболиционистской картиной об ужасах рабовладельческой системы.

Лидирующая количественно с тремя «Глобусами» «Афера по-американски» тоже имеет некую реальную жизненную подоплеку. Ее режиссер, Дэвид О. Расселл, в прошлом году выдвигался на «Оскар» с довольно энергичным фильмом «Мой парень - псих» (Silver Linings Playbook), и не менее динамичной получилась его новая работа - криминальная комедия, действие которой происходит в 1970-е. Эми Адамс, признанная лучшей актрисой в комедийном разделе «Золотого глобуса», играет подругу грабителя (Кристиан Бейл), вместе с которым ей приходится работать на ФБР, а еще одну не менее пронырливую девицу сыграла Дженнифер Лоренс, получившая в прошлом году «Оскар» за «Мой парень - псих», а пока что схлопотавшая «Золотой глобус» за роль второго плана.

Основан на истории реального человека также «Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club) канадца Жан-Марка Валле, до раздачи «Глобусов» особого резонанса не имевший, но теперь на глазах приобретающий «оскаровские» шансы. В этой картине, как и в «Афере по-американски», речь идет о «хастлерах» в широком смысле слова, то есть энергичных и предприимчивых людях, не поддающихся обстоятельствам. Одного такого играет обладатель «Золотого глобуса» за лучшую мужскую роль, исхудавший Мэттью Макконахи, ухитрившийся обставить очень убедительно страдающего под белым гнетом в «12 годах рабства» Чиветела Эджиофора. Герой Мэтью Макконнахи, техасский ковбой Рон Вудруф, узнав о том, что у него СПИД и жить осталось от силы месяц, не пал духом, а стал пробовать еще не испытанные на людях неразрешенные в 1980-е Минздравом лекарства и снабжать ими своих собратьев по недугу, войдя тем самым в конфликт с множеством официальных организаций. Джаред Лето, сыгравший чувствительного транссексуала, соратника героя-гомофоба, вынужденного вырабатывать толерантность, был отмечен «Глобусом» за роль второго плана.

Не очень активного внимания голливудской иностранной прессы удостоились на этот раз работы живых классиков. «Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street) Мартина Скорсезе, снятый по опять же подлинной автобиографии брокера, одинаково стремительно ставшего миллионером, а потом - заключенным, выдвигался в комедийной категории как лучший фильм, но снискал лишь один приз - Леонардо Ди Каприо, во многом повторяющему свою работу в «Великом Гэтсби» (The Great Gatsby) База Лурмана. «Жасмин» (Blue Jasmine) Вуди Аллена закономерно принесла награду Кейт Бланшетт, ставшей лучшей актрисой в драматическом разделе, а сам Вуди Аллен получил «Глобус» за вклад в киноискусство. Научная фантастика была вознаграждена в номинации «Лучший режиссер», где победил автор «Гравитации» (Gravity) Альфонсо Куарон, а также в номинации «Лучший сценарий»: лауреатом стал любитель экстравагантных сюжетов Спайк Джонз, в чьей научно-фантастической мелодраме «Она» (Her) Хоакин Феникс сыграл писателя, вступающего в интересные отношения с операционной системой новейшего поколения.

Единственное относительно оригинальное решение голливудская иностранная пресса приняла, проигнорировав победившую на Каннском кинофестивале «Жизнь Адели» (La vie d`Adele) Абделлатифа Кешиша, входящую во все рейтинги прошлогодних лучших фильмов с ярлыком «событие года». Однако «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм достался «Великой красоте» (La grande bellezza) итальянца Паоло Соррентино, где dolce vita современного Рима запечатлена с феллиниевской визуальной роскошью, избыточностью и фантасмагоричностью. Таким образом, выбрав картину, не замеченную в каннском конкурсе, аккредитованные в Голливуде журналисты использовали случай продемонстрировать, что Канн, склонный снобировать американский кинематограф, им не указ.