25 февраля культовому российскому режиссеру Алексею Балабанову могло бы исполниться 55 лет. В кино Балабанов пришел не сразу. В начале 1980-х будущий режиссер служил летчиком, принимал участие в войне в Афганистане, а незадолго до окончания службы был переведен в военно-морской флот. Именно поэтому Балабанов в своих фильмах так часто обращается к образам бывших солдатов и офицеров, прошедших огонь, воду и медные трубы на войне, но выброшенных на обочину жизни в мирное время.
В 1990 году уже начавший свою творческую карьеру режиссер переселился в Петербург, а в 1992-м вместе с продюсером Сергеем Селяниновым открыл компанию СТВ. Одними из первых игровых фильмов Балабанова стали экранизации классики: фильм «Счастливые дни», созданный по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, и драма «Замок» - экранизация романа Франца Кафки. Однако настоящую известность режиссеру принесла его лента «Брат», которая стала культовым фильмом 1990-х и превратил героя Сергея Бодрова-младшего в кумира поколения.
В честь дня рождения режиссера, сетевое издание M24.ru вспоминает его главные картины.
«Брат» (1997 год)
Первая часть дилогии о Даниле Богрове - визитная карточка режиссера Балабанова, и актера Сергея Бодрова -младшего. Обоих уже нет в живых.
Демобилизованный Данила приезжает к матери в провинциальный городок, где сразу же попадает в участок из-за драки. Впрочем, скоро Данилу отпускают, взяв с парня обещание, что он в течение недели найдет работу. Но жизнь в этом богом забытом местечке пророчит молодому человеку нерадостное будущее, и в поисках счастья он отправляется к старшему брату в Санкт-Петербург.
Данила Багров - типичный балабановский герой, загнанный в угол волчонок, который на насилие отвечает насилием (в Петербурге, по наитию брата, парень становится киллером). Образ младшего Бодрова - это современная интерпретация мифа о благородном разбойнике. Кстати, в переводе с древнееврейского, имя «Данила» обозначает «Бог мне судья».
Фильм «Брат» получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и специальный приз жюри FIPRESCI на международном фестивале в Турине, а также награду «Silver Hugo» за лучшую мужскую роль Чикагского международного кинофестиваля. В картине звучит 11 песен известной рок-группы Nautilus Pompilius. Поговаривают, что после выхода «Брата» к группе вернулась былая популярность, потерянная после появления альбома «Крылья». Однако это не помешало Вячеславу Бутусову очень скоро распустить «Наутилус».
«Про уродов и людей» (1998 год)
Один из немногих фильмов Балабанова, который рассказывает не о настоящем, а о прошлом: действие картины происходит в XIX - начале XX веке.
В жизнь двух благополучных с виду семей вторгается немец Иоган, владелец фотостудии, которую он превратил в целый садомазохистский театр. Фотографии, сделанные Иоганом, расходятся по всему Петербургу и, конечно, попадают в руки к членам уже упомянутых семей, которые разглядывают фотокарточки втайне друг от друга.
В этом фильме Балабанов реализует еще один сюжет мировой культуры, на этот раз библейский - змей-искуситель Иоган демонстрирует человечеству его наготу и соблазняет невинную девушку. Для усиления фантастического эффекта, режиссер стилизовал свой фильм под раннее кино, в начале здесь отсутствует даже звук, его заменяет характерный треск первых киноаппаратов.
«Брат 2» (2000 год)
История о новых приключениях Данилы Багрова, где главный герой, выполняя просьбу погибшего сослуживца, помогает его брату. На этот раз восстановить справедливость во всем мире Даниле мешает не городские мафиози, как было в первой части, а целая интернациональная сеть бандитов. Тут и американец Мэнис, и российский бизнесмен Белкин, и целая банда украинских наемников.
У главного героя растет не только круг противников, но и круг друзей: от известных телеведущих и поп-звезд до дальнобойщиков и охранников. Расширяется и география деятельности: чтобы выполнить свою миссию, Даниле приходится лететь в США.
Для российского фильма нулевых «Брат 2» оказался крайне успешным, в том числе и в зарубежном прокате. Общее англоязычное название картины - «The Brother 2», в Канаде лента известна как «On the Way Home» («По дороге домой»).
Не меньшую популярность получил и одноименный саундтрек картины, в который вошли песни все того же «Наутилуса», а также групп «Сплин», «Би-2», «Крематорий», «Смысловые галлюцинации», «Океан Ельзи», «АукцЫон» и «Агаты Кристи»", участвовали в записи и Земфира с Чичериной. Интерес к пластинке заставил компанию производителя выпустить второй альбом - «Брат 2 - за кадром», в который вошли композиции, не попавшие в фильм.
«Кочегар» (2010 год)
Еще одна история о маленьком человеке - майоре в отставке, контуженном в Афганистане. Якут (прозванный так за свою национальность) - герой Советского Союза и бывший сапер, который в новой России вынужден жить и работать в кочегарке. Сюда его бывшие сослуживцы привозят трупы убитых ими людей, объясняя Якуту, что они были «плохими». Эти двое нашли свое место после войны и превратились в бандитов, а несчастный Якут продолжает им верить, правда, до тех пор, пока закадычные друзья не убивают его единственную дочь...
Поле выхода картины критики отмечали, что «Кочегар», возможно, один из самых автобиографичных фильмов Балабанова, а главный герой - это альтер-эго режиссера. Во-первых, как Балабанов, Якут участвовал в кампании в Афганистане, а во-вторых - он также немногословен, как и его создатель. Вообще «Кочегара» отличает тишина в кадре: главные герои часто обмениваются либо короткими фразами, либо междометиями, слова здесь заменяют звуки, такие как треск огня.
Фильм остался незамеченным на больших европейских киносмотрах и попал только на Роттердамский фестиваль. Зато в России картина получила призы в премиях «Белый слон» и «Ника».
«Я тоже хочу» (2012 год)
По сути, все балабановские герои ищут счастья. Насилие, несправедливость и грязь появляются благодаря только светлому желанию - быть счастливым. Квинтэссенцией этого стремления и стала последняя картина Алексея Балабанова «Я тоже хочу», в которой пятеро совершенно разных людей: проститутка, музыкант, бандит и пара отец и сын, ищут некую мистическую колокольню, исполняющую желания. Вся компания путешествует в большом черном джипе и каждый из них верит, что колокольня, которая сама выбирает людей и их желания, выберет именно его.
«Я тоже хочу» не имела такого оглушительного зрительского успеха, как, например, дилогия «Брат», но стала одной из самых успешных фильмов Балабанова в фестивальном прокате. Фильм был впервые показан на 69-м Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты», а затем представлен на Петербуржском международном кинофестивале, 12 декабря 2012 года картина открыла «Зимнюю эйфорию» в Москве, участвовала в XXI Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», а также получила приз на Международном кинофестивале «Завтра».