Шахназаров: "Мосфильм" открыт для сотрудничества с Туркменистаном

Оперная певица Элина Митина: русские романсы - часть моей души

4 января рижские ценители русского романса собрались в Рижском музее югендстиля, чтобы насладиться пленительными переливами сопрано Элины Митиной и романсами, популярными в Российской империи на рубеже 19-20 веков.

Выступление популярной оперной дивы перед своим, рижским слушателем, прошло при аншлаге: скромный по размерам, но уютный музейный зал с винтажной обстановкой едва вместил всех желающих.

В исполнении Элины Митииной прозвучали как известные произведения («Ночь светла», «Колокольчик», «Милая, ты услышь меня»), так и редкие, а также цыганские романсы и популярные мелодии из кинофильма «Жестокий романс» («Любовь - волшебная страна», «А напоследок я скажу...»).

Мягкая, задушевная манера исполнения солистки в сочетании с сильным голосом произвели на слушателей большое впечатление. Песни глубоко волновали, тревожили, вызывали щемящую тоску, боль, радость.

Элина Митина-Шигабутдинова - рижанка, певица, обладающая красивым лирико-колоратурным сопрано, с детства серьезно занималась музыкой, с 17 лет пела в православных храмах Риги, в Рижском хоре «Благовест», в государственном хоре «Латвия». После музыкальной школы-студии «Ридзе» поступила в Санкт-Петербургскую госконсерваторию имени Римского-Корсакова, закончив ее в 2004 году по трем специальностям - оперный певец, камерный певец-исполнитель и педагог вокала.

Еще во время учебы Митина активно участвовала в концертах в Риге, Санкт-Петербурге, Казани, пела сольные партии в постановках Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.

Ее имя хорошо известно не только в Латвии и России, где начинался ее творческий путь, но и в других странах Европы. В последнее время дома певица бывает редко из-за частых гастролей за рубежом. Тем не менее, на родине успела дать сольные концерты в союзе с известными латвийскими исполнителями на крупнейших концертных площадках (Ave Sol, Домский собор, Baltais Fligelis в Сигулде, «Дзинтари» в Юрмале), принимала участие во многих культурных мероприятиях, концертах, и фестивалях, проводимых в Риге.

Новый вечер русского романса - не первое выступление оперной певицы в Рижском музее югендстиля. Дебютный музыкальный салон состоялся здесь ровно два года назад.

«Музыкальные салоны мы проводим с позапрошлого года. Надо сказать, что организовать такие салоны трудно: нужен определенный антураж, найти который непросто. И Рижский музей югендстиля, эта квартира, где находится музей, максимально соответствует требованиям музыкального салона», - сказала Элина Митина в интервью порталу DELFI.

«Попытки проводить музыкальные салоны предпринимались и раньше, но поставить их на постоянную основу за эти годы мало у кого получилось. К сожалению, организовать концерт в музее затруднительно, но мы развиваем это направление, есть несколько идей. Одна из них - проведение совместно с российскими коллегами одноактной оперы, без оркестра и в сопровождении фортепиано. Надеюсь, что это осуществится. А если удастся договориться с музеем - будет замечательно!», - заверила певица.

По ее словам, сейчас большее внимание, чем прежде, она уделяет преподаванию. Митина - один из действующих педагогов Рижской детской академии телевидения и радио.

«Занимаясь преподаванием, приобретаю новый опыт. Мне нравится симбиоз, который стараюсь привнести в достаточно консервативное обучение вокалу. Это и привлекает ко мне учеников, и является нестандартным подходом к обучению», - отметила оперная дива.

Она добавила, что с совсем маленькими детьми занимается только дикцией, без вокала. «Язык преподавания у меня взрослый, и маленькому ребенку он будет просто непонятен. Поэтому, как правило, возраст моих учеников - 12 лет и старше», - пояснила певица.

Элина Митина рассказала и о ближайших творческих планах. Если годом ранее у нее был большой тур по Европе с концертами на произведения Сергея Рахманинова, то в этом году, по случаю двухсотлетия со дня рождения Михаила Лермонтова, демонстрируется спектакль «Демон» по одноименной поэме русского поэта. Автор сценической постановки «Демона» - руководитель Русского театра поэзии и музыки в Нью-Йорке Рустем Галич, а Митина исполняет роль Тамары.

«В сценическом действе "Демона" воедино соединились поэтическое слово, элементы драматического театра, музыка и танец. В каждой стране проект обретает новые черты. В этом году спектакль "Демон" пройдет во всех городах Европы, где существуют "Русские дома" - в Вене, Праге и так далее.

А во второй половине года, ближе к осени, у нас задуман другой очень большой проект - в Санкт-Петербурге под названием "Елагин остров". Я дружу и тесно сотрудничаю с нашими известными художниками Ермолаевыми, Виталием и Людмилой. И сейчас нас больше интересуют не столько концерты, как таковые, а симбиоз в виде художественно-музыкально-поэтических вечеров и композиций, включающих в себя несколько составляющих - слово, музыку, живопись», - сообщила Митина.

На вопрос, станут ли традиционными международные музыкальные фестивали имени Сергея Рахманинова, которые проводились в Риге в 2010-м и 2013-м, их организатор выразила надежду, что фестиваль будет ежегодным, и третий по счету может состояться уже в следующем году.

«Организация фестиваля - сложная и трудная задача, нуждающаяся в большой поддержке, которую, увы, мы почти не ощущаем. Все упирается в деньги. Да, у нас есть несколько известных спонсоров, Рижская дума помогает бесплатным предоставлением концертных залов. Но для приезда известных солистов и звезд нужен солидный призовой фонд. У нас его пока нет. Два первых фестиваля провели только на спонсорских деньгах, и на том, что заработали на билетах», - пояснила Элина Митина.

«В прошлом году Рахманиновский фестиваль замечательно провел Михаил Казиник, в Риге выступали такие звезды мировой величины, как солист "Метрополитен Опера" Михаил Светлов (бас, Нью-Йорк), Станислав Соловьёв (фортепьяно, Санкт-Петербург), пианист, органист, композитор, доцент Латвийской Академии музыки Атис Степиньш, президент Copenhagen Summer Festival Поль Розенбаум (Копенгаген), 11-летний скрипач из Швеции Даниэль Лозакович.

Главные задачи фестиваля - представить зрителю новые, интересные идеи, а также открыть молодых композиторов и музыкантов. Фестивали, подобные Рахманиновскому, оставляют яркие впечатления среди музыкантов, но не слишком интересны обывателю: чтобы оценить весь масштаб мероприятия, нужно быть профессиональным музыкантом.

Поэтому в рамках фестиваля Рахманинова, произведения которого составляют основу мероприятия, мы делаем какие-либо премьеры. Например, в прошлом году весь фестиваль был закручен вокруг 38-го опуса Рахманинова, куда вошли два романса, которые прежде к нему не причислялись. Один из романсов был исполнен мною в новом виде. Кстати, теперь в моих планах - записать диск романсов Рахманинова», - рассказала Митина.

Возвращаясь к теме романсов, которые оперная певица исполняет на русском и татарском языках, Элина Митина подчеркнула, что таким способом пытается приобщить слушателей к этим двум культурам, но в своих выступлениях не смешивает направления.

«Концерты по "Русским домам" - это прославление русского языка, а популяризацией татарской музыки занимаюсь в рамках проекта "Соотечественники": программа большая, на два отделения, работаю с казанскими оркестрами и татарскими исполнителями», - добавила она.

Как призналась Элина Митина, самый впечатляющий концерт, в котором она принимала участие, состоялся в 2005 году, когда Казань отмечала свое тысячелетие.

«Было много известных исполнителей - группы "На-На" и "Караван-Сарай", певица Алсу, а среди зрителей находились все главные лица Татарстана, в том числе и первый президент Минтимер Шаймиев. Я выступала в самом начале концерта, но словами атмосферу праздника трудно передать: это было что-то незабываемое!

Неизгладимое впечатление осталось и от выступления в Кремлевском дворце в Москве, который поражает своим масштабом, величественностью. А вот самое необычное выступление было в прошлом году в Европарламенте. Перед евродепутатами и другими чинами я исполнила татарскую народную песню "Туган тел", - вспоминала она, добавив, что среди многочисленных партнеров-исполнителей ей трудно выделить кого-то одного.

"Каждое новое совместное выступление с пианистами, органистами, певцами, режиссерами, коллегами в театре дает мне что-то новое, познавательное", - заключила певица.