Как и «Социальная сеть» Дэвида Финчера, «Пятая власть» основана на свидетельстве бывшего соратника, ставшего врагом главного героя. В случае с фильмом о Цукерберге история была изложена по большей части с точки зрения Эдуардо Саверина, участвовавшего в создании «фейсбука». В «Пятой власти» рассказчик - боевой товарищ основателя WikiLeaks Даниэль Домшайт-Берг, разошедшийся с Ассанжем во взглядах на этику информационной войны и позже написавший книгу «Внутри WikiLeaks: мое время с Джулианом Ассанжем на самом опасном сайте в мире».
Но если Саверин у Финчера выглядел дураком, то Домшайт-Берг (Даниэль Брюль) в «Пятой власти» всего лишь носитель обывательского сознания. В голове у него скучно, как в офисе, - режиссер Билл Кондон регулярно показывает нам, как этот персонаж метафорически представляет себе тайную организацию, в которой работает: это унылое помещение с рядами столов и компьютерами, разве что вместо ковролина под ногами не то песок, не то снег.
Сначала Домшайт-Берг увлекается романтикой партизанской войны с международными корпорациями и всемогущими правительствами, затем начинает подозревать, что Ассанж (Бенедикт Камбербэтч) фанатик и маньяк с подавленными комплексами. Увлекательно показать детали героической борьбы (разоблачения действий американских военных в Афганистане, налоговых схем в швейцарском банке Julius Baer и т. д.) у режиссера не получается, поэтому интерес к сути происходящего теряется довольно быстро, как политический триллер «Пятая власть» проваливается, и на первый план выходит драма отношений между артистичным безумцем Ассанжем и хомячком Домшайт-Бергом.
Вокруг них есть еще какие-то люди - журналисты The Guardian (Дэвид Тьюлис и Питер Капальди), немецкий хакер (Мориц Бляйбтрой), исландская активистка (Карис Ван Хаутен) - но, несмотря на то что их играют далеко не последние актеры, сценарист про них совсем ничего не придумал, и режиссера они тоже занимают в тридцать третью очередь.
Чуть более жирными мелодраматическими красками прописаны в фильме те, кто по другую сторону фронта: они сидят в больших американских кабинетах и волнуются о коллегах-агентах, работающих под прикрытием где-нибудь на Ближнем Востоке и рискующих заплатить жизнью за деятельность WikiLeaks. Формально главный конфликт именно этот. Что важнее - правда, только правда и ничего, кроме правды или судьбы конкретных бойцов невидимого фронта (за одного из них, арабского интеллектуала, авторы фильма предлагают не на шутку побеспокоиться).
Но мировые скандалы, интриги, расследования - ерунда рядом не столько даже с моральными страданиями, сколько с бытовыми неудобствами, которые терпит в фильме Даниэль Домшайт-Берг по вине Джулиана Ассанжа. Только собрался заняться с подружкой сексом, как в дверь опять стучится харизматичный бродяга с мешком компромата. И хотя Ассанж худ и белобрыс, в исполнении Камбербэтча это, конечно, Карлсон, который живет на крыше и норовит втянуть скучающего в буржуазном комфорте Малыша в сомнительные авантюры, чтобы насолить всяким международным фрёкен Бок. Только питается этот Карлсон гигабайтами информации - такие у него тефтели, варенье и печенье.
В общем, мы тут флешками балуемся