C.-ПЕТЕРБУРГ, 22 окт - РИА Новости, Илья Григорьев. Концерт легендарного исполнителя рок-н-ролла Чака Берри состоялся в понедельник в петербургском клубе А2. Корреспондент РИА Новости побывал на выступлении музыканта, на котором Берри открыл «новую звезду рок-н-ролла» из Якутии и отметил с петербуржцами 87-ой день рождения.
Когда Джаггер был ребенком
За три дня до выступления в Петербурге мировой легенде музыки исполнилось 87. В столь почтенном возрасте Берри до сих пор умудряется изредка колесить по планете с репертуаром шестидесятилетней давности. Свои первые хиты он записал в годы, когда вокалист группы The Rolling Stones Мик Джаггер только вступал в фазу подросткового созревания, а в США все еще существовала сегрегация между белым и чернокожим населением.
Сейчас многие историки от музыки уверены, что замысловатые аккорды старины Чака и его коллеги по цеху Литл Ричарда в свое время сыграли большую роль в воспитании поколения, которое в 1964 году уравняла права всех слоев населения де-юре и чуть позже пришло к толерантности де-факто. Однако, несмотря на столь сильное влияние на социальные явления на планете, музыка Берри редко была на коне в тех масштабах, которые гарантируют попадание в топы музыкальных хит-парадов.
Пик карьеры пришелся на середину и конец пятидесятых годов. Тогда первые популярные синглы Берри несколько раз возглавляли национальные топы США, но альбомы редко попадали в десятку. Несмотря на это, самые именитые музыканты, повлиявшие на дальнейшее развитие рок-музыки, такие как Джон Леннон и Кит Ричардс, нередко называли его истинным королем рок-н-ролла, супротив массам, усадившим на этот трон белого Элвиса. Справедливости ради стоит отметить, что все хиты последнего были авторскими прочтениями чужих песен. Берри же всегда сочинял музыку сам.
Лишние билетики и отсутствие дешевого пива
Уже на входе в клуб можно было предсказать, что легенду ожидает аншлаг. Мужчины среднего возраста с дрожью в голосе спрашивали у заходящих в клуб «лишние билетики», а на вопрос о том, сколько они готовы выложить за таковой, называли суммы в два раза превышающие стоимость в предпродаже. В самом клубе еще за час до выхода Берри на сцену было настолько многолюдно, что к девяти часам в баре закончился самый бюджетный сорт пива.
Чак Берри в ПетербургеВышел Берри ровно в девять, чуть предвосхитив свое появление на сцене скромным выходом других музыкантов. И без того нетерпеливая публика, неустанно вызывавшая музыканта скандированием его имени, в прямом смысле заставила клуб дрожать. А Берри, чуть прищурившись, разглядел на гитаре нужные лады, и вдарил по первым аккордам Roll Over Beethoven, превратив зал в бушующее море. По его краям, где было чуть больше места для маневров, тут же появились пары танцующие классический рок-н-ролл.
Пел Берри мало, а когда все-таки подходил к микрофону, расслышать его было сложно. Мимо нот король рок-н-ролла не играл, но нередкие непопадания в такт создавали сессионным музыкантам немало дополнительной работы. Но, как заметил один из зрителей после первой же композиции, зато ни у кого не возникнет сомнений, что это на самом деле Чак Берри и что ему действительно 87.
Немного печальной самоиронии
В силу почтенного количества прожитых лет добрую часть концерта герой рок-н-ролла играл классический блюз. В эти моменты он садился на невысокий стул возле клавишника и раскачивался в такт медленных мелодий.
«Мой нос уже не тот, мои зубы медленно покидают меня, но в целом, все в порядке. Говорю вам - все в порядке», - сказал Берри после очередной композиции, но сделал это с довольной улыбкой на лице, и зал дружно посмеялся над этой немного печальной самоиронией.
В один момент он предложил залу назвать песню - «и мы ее сыграем». Публика ответила нескладными выкриками, которые плавно оформились в дружное скандирование «Джонни, Джонни!». Люди требовали главный хит мастера Johnny B. Goode, но мастер схитрил и снова заиграл блюз. После него, когда в зале начали предсказывать, что самое сладкое Берри оставит на концовку, публика получила долгожданного Джонни. Берри с трудом пропел первый куплет, после которого группа доиграла хит как инструментальную композицию.
Это была последняя песня, на которой Берри подошел к микрофону, чтобы спеть. После нее он обратился к своему сыну, играющему в его группе на гитаре. Задумка Берри была проста, он предложил, чтобы зрители заменили его у микрофона. Но не хоровыми песнопениями, а персонально, как в караоке.
Новая звезда рок-н-ролла из Якутска
Берри-младший вытянул из первых рядов двух девушек, которые краснея и не веря в собственное счастье, полностью пропели под аккомпанемент мастера Sweet Little Sixteen. Ради справедливости стоит отметить, что когда Берри освободился от обязанности петь, играть он стал без помарок и даже принимал свою знаменитую позу, которую позже у него перенял гитарист австралийской хард-рок-группы AC/DC Ангус Янг.
Следующим после двух девушек, оказавшихся американками, вокалистом стал парень, вынырнувший из середины зала на плечах друга. Зрители на руках донесли его до сцены, где после небольшого совещания, Берри вновь заиграл Johnny B. Goode, а паренек спел с такой самоотдачей, что когда его вновь вернули в зал, публика называла его новой звездой рок-н-ролла.
«Он смотрел мне прямо в глаза! Чего будешь петь, спрашивает. А я: конечно Джонни! Господи, я помыслить о таком не мог! С самим Чаком спеть песню... Вы не представляете, что она для меня значит, я пел ее на всех мероприятиях в школе с раннего детства!» - поделился в холле клуба тот самый паренек Саша Козлов из Якутска, где его уже угощали пивом незнакомые люди.
Завершился концерт ровно через час после начала. Последнее попурри на самые знаменитые вещи Берри группа доигрывала уже без мастера, а гитарные партии исполнял его сын. Сам король рок-н-ролла в это время сел на край сцены и оставлял автографы на клочках бумаги, футболках и собственных виниловых пластинках, пока менеджеры не посоветовали ему покинуть площадку.