В США выходит новый документальный фильм о Джимми Хендриксе

Изысканность в конце "Трубы"

Фестиваль кино

Организаторы Лондонского фестиваля не скрывают своей пробританской ориентации, хотя в последние годы им не удавалось раздобыть для гала-премьер открытия и закрытия достаточно внушительных премьерных картин, снятых англичанами, и приходилось сдаваться на милость Голливуда. На этот раз впервые с 2006 года фестиваль открылся боевиком про сомалийских пиратов «Капитан Филлипс» (Captain Phillips), автор которого Пол Гринграсс хотя бы по национальности англичанин, хотя, по сути, голливудский режиссер.

Так и уроженец Варшавы Павел Павликовский, выпускник Оксфорда, давно является английским кинематографистом, хотя его «Ида» - самая польская его картина, и по продакшену, и по сути. Заглавная героиня этой черно-белой драмы брессоновского оттенка, осиротевшая во время Второй мировой, воспитывалась в монастыре, и в начале 60-х собирается принять монашеский обет. Мать-настоятельница хочет, чтобы Ида встретилась со своими оставшимися в живых родственниками, и та знакомится с тетей, которая работает судьей, ведет весьма вольный образ жизни и открывает племяннице мрачную тайну из семейного прошлого. «Иду» председатель жюри английский кинокритик Филипп Френч отдельно похвалил за глубину и тонкость, с которой режиссер Павликовский подошел к болезненной теме фашистской оккупации и холокоста.

В поощряющей молодые островные дарования номинации «Лучший начинающий британский кинематографист» был награжден сценарист-дебютант Джонатан Эссер за жесткую тюремную драму «От звонка до звонка» (Starred Up) Дэвида Маккензи. Название картины обозначает пенитенциарную практику, согласно которой особенно трудновоспитуемых малолетних преступников помещают во взрослую тюрьму - в данном случае юный герой встречает там своего отца.

Самой, однако, трогательной встречей 57-го Лондонского кинофестиваля стала встреча 91-летнего сэра Кристофера Ли и Джонни Деппа, вручившего патриарху британской кинематографии и «национальному сокровищу» почетный приз за вклад в киноискусство BFI Fellowship, а также слегка удивившего собравшихся своим превращением в кудрявого блондина с есенинской прической.

Если приз за лучший фильм вручается в Лондоне лишь с 2009 года, то Sutherland Award за лучший дебют - одна из старейших наград, которой в разные годы удостаивались Бернардо Бертолуччи, Жан-Люк Годар, Райнер Вернер Фассбиндер и Микеланджело Антониони.

На этот раз она досталась сингапурскому фильму «Илоило» (Ilo Ilo) Энтони Чэня, уже получившего «Золотую камеру» за лучший дебют в Канне,-- это семейная история, действие которой происходит накануне финансового кризиса 1997 года: состоятельные сингапурцы берут в дом филиппинскую горничную, чье появление обостряет психологические проблемы в отношениях между хозяевами и их сыном-подростком.

Еще одну награду с длинной историей - приз имени Джона Грирсона за лучший документальный фильм - получил дебютант Поль-Жюльен Робер, снявший отчасти автобиографическую картину «Мои отцы, моя мать и я» (My Fathers, My Mother and Me) о жизни австрийской коммуны Фридрихсхофф, основанной в 70-е акционистом Отто Мюлем, в которой сам режиссер провел первые 12 лет жизни, пока ее не распустили в 1991-м. Воссозданные по архивной хронике и воспоминаниям коммунаров нравы раскрепощенных и лишенных предрассудков, но не пороков обитателей коммуны произвели на членов жюри более драматический эффект, чем жизнь людей на сибирском и европейском концах знаменитого газопровода Уренгой--Помары--Ужгород, о которой рассказывает «Труба» Виталия Манского, участвовавшая в документальном конкурсе.

«Труба», уже награжденная призами «Кинотавра» и нескольких международных фестивалей, в Лондоне была отмечена специальным упоминанием жюри за изысканную операторскую работу. Кроме того, «Роскино» представляло на Лондонском фестивале при поддержке компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» еще две картины: в одной из внеконкурсных секций под названием DARE были показаны два психологических триллера - «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова и «Стыд» Юсупа Разыкова, вполне соответствующие концепции этого фестивального раздела, который собирает отважных кинематографистов, способных нарушить душевный комфорт зрителя.