Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в пятницу рассмотрела жалобу на размещение логотипа водки «Хортица» в фильме «Вий», признала его скрытой рекламой и в ближайшее время возбудит дело в отношении производителей фильма, заявил замруководителя службы Андрей Кашеваров. Он отметил, что ответчиками, возможно, будут выступать и кинопрокатчики, а производитель «Хортицы» получит иск в том случае, если будет доказано, что он являлся рекламодателем. «По негласным правилам делового этикета такие взаимоотношения редко оформляются юридически», - отметил Кашеваров (цитата по ИТАР-ТАСС). Максимальный штраф за нарушение законодательства о рекламе в этом случае составляет 500 000 руб., уточнил он.
Директор по маркетингу холдинга Global Spirits (производитель «Хортицы») в России Иван Бубнов заявил «Ведомостям», что официальных уведомлений компания не получала, поэтому затрудняется прокомментировать претензию ФАС. «Хортица - это не только водка, но и остров на Днепре, и Запорожская Сечь», - подчеркнул он.
Последний раз ФАС возбуждала дело по продакт-плейсменту в фильме очень давно, в 2003 г., причем это была не кинокартина, а телефильм «Золушка», говорит заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции службы Татьяна Никитина. В этом мюзикле, показанном на «Первом канале» в новогоднюю ночь, обнаружили скрытую рекламу водки «Nemiroff Медовая», канал оштрафовали на 40 000 руб. Возможно, ФАС и после это рассматривала аналогичные жалобы на других производителей фильмов, указывает Никитина, но нарушениями эти случаи признаны не были и дела не возбуждались.
«Вий» вышел в прокат 30 января, через две недели в ФАС поступила жалоба от активистов проекта «Трезвая Россия», которые обнаружили в нем рекламу водки «Хортица» и сцены распития крепких спиртных напитков, хотя фильм имеет маркировку 12+. Эти сцены чиновников не смутили, зато внимание экспертного совета ФАС привлек финальный эпизод с логотипом «Хортицы». Как убедились «Ведомости», в финале продемонстрирован столб с дорожными указателями «Москва», «Лондон» и «Хортица», последний выполнен фирменным шрифтом этого бренда и сопровожден логотипом одноименной водки (два скрещенных меча). По данным Movie Research на 23 февраля, «Вия» посмотрели 4,4 млн человек, сборы составили 1,2 млрд руб.
У производителей «Вия» нет договорных отношений с Global Spirits, утверждает его продюсер Алексей Петрухин из «Русской фильм группы», а логотип в финале вовсе не водочный. «Это казацкая ласточка, обведенная в круг», - настаивает он. Многочисленные упоминания «Хортицы» необходимы для того, чтобы погрузить зрителя в действие, объясняет Петрухин. «Бурсаки идут с Хортицы, у них просят попробовать настойки, они ее хвалят. А в кино про Украину горилка играет не последнюю роль», - заключает продюсер.
В России запрещена реклама алкоголя крепостью более 5% везде, кроме мест продажи. Упоминание алкогольных брендов допускается, если они органично интегрированы в произведения искусства и сами по себе не являются сведениями о продукте, говорится в материалах ФАС. Если упоминание «Хортицы» и этого изображения невозможно изъять из сюжета без потери смысла, нарушения нет, рассуждает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. «Но изображение, идентичное товарному знаку, - идеальная основа для предъявления обвинений», - полагает он. Так что продюсерам придется доказать, что они не могли обойтись без упоминания острова Хортица, на котором происходит нечто важное для сюжета, предупреждает Кравченко. Он также указывает на возможные убытки прокатчиков: после печати копий те могут столкнуться с ситуацией, когда фильм есть, но использовать его невозможно.
Марку «Хортица» можно заметить и в голливудских фильмах: «Американский пирог. Все в сборе» и «Форсаж-6». Представители Global Spirits подтверждали Sostav.ru, что размещали рекламу водки в этих фильмах по договору с продюсерами, и называли продакт-плейсмент перспективным способом продвижения за счет популярности фильма и высокого охвата аудитории. «В России рынок продакт-плейсмента не организован, сделать качественное размещение и со вкусом его интегрировать в фильм не получалось ни у кого», - признает управляющий директор OMD Fuse Антон Ефимов. По его словам, стоимость продакт-плейсмента может отличаться на порядок. К примеру, стоимость размещения пива «Балтика» в «Обители зла» и размещения «Билайна» в «Иронии судьбы» отличалась в разы, вспоминает Ефимов.
Источник в одном из рекламных агентств говорит, что «Вымпелком» заплатил за размещение бренда в фильме «Ирония судьбы. Продолжение» $3 млн, однако после этого опыта вообще отказался от продакт-плейсмента. Руководитель одной из кинокомпаний, который много работал с продакт-плейсментом, также знает, что «Вымпелком» заплатил несколько миллионов долларов за появление бренда «Билайн» в этом фильме: «Это был исключительный случай, обычно размещение марки в российском фильме стоит сотни тысяч долларов».