Журналисты прорвались к дому Азарова в Конче-Заспе

Пеэп Пукс: мы были тогда свободней, чем вы сегодня!

Тем не менее русскому кинозрителю Эстонии нового поколения вряд ли знакомы фильмы Пукса, хотя его картины несомненно заслуживают внимания, они пропитаны гуманизмом и уважением к человеку. Главное правило, по которому снимал кино мастер, было такое: выбирай героев, чей пример придает сил и которые возвышают зрителя.

В современном мире режиссер часто рассуждает так: чем более отрицателен герой, тем лучше, ведь шумихи вокруг ленты будет больше. Однако, если считается, что писатель отвечает за своих придуманных героев перед Богом, то и режиссер несет еще большую ответственность за снятых и показанных зрителю реальных людей.

Встретившись с Пуксом, мы погрузились в мир кино и воспоминаний. По просьбе режиссера (тем более что интервью записывалось на эстонском) мы перешли на ты. «Мы же коллеги, и тут нет границ возраста или национальности, поэтому не надо мне выкать», - был категоричен мастер.

С чего началась твоя карьера в кино?

Я родился в Таллине, учился в 10-й средней школе, мечтал поступить учиться на сцена­риста во ВГИК. Но, поехав поступать в Москву, после первого же экзамена сам забрал документы и вернулся назад в Эстонию. Как говорится, твои языковые границы - границы твоего мира. Мое знание русского было явно недостаточным для того, чтобы учиться на русском. Поступил в Тартуский университет на специальность эстонская филология и журналистика. Потом работал в «Вечерке» («Õhtuleht»).

И вот как-то раз, как это в жизни бывает, совершенно случайно встретил Пеэду Оямаа, который был главным редактором отдела хроники на «Таллиннфильме». Пеэду спросил, не хочу ли я стать редактором кинохроники? Это было просто невероятное счастье!

Работая на протяжении многих лет на «Таллиннфильме», сначала редактором, а потом больше 20 лет режиссером, Пеэп снял более ста документальных фильмов и сюжетов для кинохроники.

Что поменялось в документальном кино с тех пор?

Если так сравнивать, то у нас были большие преимущества, так как вся кинохроника и весь кинодокументальный мир находились в двух комнатах «Таллиннфильма». Мы все знали друг друга, знали, кто что снимает, кто что делает, могли помогать и советовать друг другу, а это очень важно.

У всех наших фильмов был кинопрокат. Длина документальной киноленты составляла 10-20 минут, их показывали в кинотеатрах перед игровой картиной. Я много лет говорю о том, что в Таллинне мог бы, - нет, не мог бы, а должен быть! - документальный кинотеатр. Кино - это искусство большого экрана.

Я все же думаю, что и документальное кино у нас теперь показывают больше, чем раньше. Но мне жаль, что золотые шедевры эстонской советской документалистики, снятые твоим поколением, нигде нельзя посмотреть. В 2012 году фестиваль «ДокПойнт» показывал программу «Забытое кино», в такой же рубрике идут по субботам по ETV2 прекрасные старые фильмы, однако очень странно, что твое кино нельзя посмотреть в Интернете - при всей интернетизированности нашей страны.

Я думаю, что фильмы важны для своего времени. Их понимают лучше именно те люди, о которых и для которых они сняты. Если какое-то кино, проживая десятилетия, остается в истории, остается востребованным, важным, актуальным - это прекрасно!

Мне жаль даже не того, что фильмы не показывают, а то, что часто ленты даже не сохраняются. Многочисленные цветные фильмы стали просто красными, многие киноленты осыпались, черно-белые - все в полосочку и так далее. Когда что-то уходит навсегда - это действительно жаль.

Но можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Мы с Пеэтером Тоомингом, моим прекрасным коллегой, перед которым я в не­оплатном долгу, делали фильм «Родная деревня» в 1969 году. И знаешь, что общего между моим фильмом и твоим «Суур-Сыямяэ»? Мы снимали об исчезновении эстонской деревни. У тебя в кино та же тема - разрыв связи человека с землей, неестественно разрубленные судьбы. Но и у тебя, и у меня есть герои, которые говорят, что нельзя отчаиваться, сдаваться, надо жить.

Мы с Пеэтером снимали фильм про деревенские школы, где осталось по нескольку учеников. Потом у нас были неприятности, что мы плачем об эстонском времени. А посмотри, что сейчас происходит? Целые гимназии закрывают, и никто не видит в этом трагедии.

Пеэп по образованию эстонский филолог, может, в этом секрет того, что его фильмы про эстонских писателей и поэтов: «А.Х. Таммсааре», «История Юхана Лийва», - входят в золотое наследие эстонского кино.

В каком-то смысле вам пришлось работать в сложное время, было много цензоров, проверок, писаных и неписаных правил. Но, с другой стороны, вы были гораздо свободней нас сегодня. Я, например, не знаю, что буду снимать завтра и на что мне жить.

Вот так и напиши! Что мы были тогда свободней, чем вы сегодня! Мы знали правила игры, мы понимали, что можно, а чего нельзя. Но если фильм запус­кали в производство, ты мог снимать, и не важно, вышел фильм или нет, ты делал кино. Мы искали новый язык, это было интересно, так как наш «код» понимали и зрители. У нас была художественная комиссия, теперь этого тоже нет.

От того, в какую категорию определят твое кино: в первую, вторую или третью и даже четвертая была, зависело, какой гонорар ты получишь. Высшая категория присуждалась, если фильм приняли в Москве и он вышел во всесоюзный прокат. Деньги делились по другому принципу.

Я с большим уважением отношусь к твоему поколению, к тому, что вы находите в себе силы делать кино. Но посмотри, как много новых имен появилось сейчас в документальном кино: Яак Кильми, Андрес Маймик, Марианна Каат, Куллар Виймне, Хейлика Пикков, Ленни Линна, Меэлис Муху, Кристина Норман, Хелле Мурдмаа, Керсти Уйбо, Мооника Сийметс, Ану Аун! И какие все непохожие друг на друга, какие индивидуальные картины у всех! Вы - наши наследники и наши потомки.

Пеэп, ты получил высшую награду в области культуры: премию за дело всей жизни, за вклад в культуру. Это было неожиданно?

Да, честно говоря, очень не­ожиданно. Я сам был в комиссии по присуждению премий два года назад и знаю, какой огромный список кандидатов туда подают. Я знал, что меня выдвинули, но так как моими конкурентами были достойнейшие люди, то я не думал, что получу премию.

Тойво-Пеэп Пукс

• Родился 17 апреля 1940 года

• 1964 - окончил Тартуский университет, одним из первых филологов защитил диплом по теме, связанной с телевидением

• С 1966 года работает на студии «Таллиннфильм»

• В 1991-2000 гг. выступал в качестве

автора и режиссера образовательных передач ETV

• В настоящее время отошел от съемок документального кино