Келли Кларксон вышла замуж в платье Temperley

Мировую экономику спасет уменьшение разрыва между богачами и бедняками

МОСКВА, 17 дек - РИА Новости. Выход из текущего экономического кризиса заключается в сокращении разрыва в доходах между богатыми и бедными, считают эксперты, пришедшие на показ фильма «Четыре всадника» (Four Horsemen) в рамках проекта РИА Новости «Научный понедельник».

Фильм Росса Эшкрофта (Ross Ashcroft) посвящен критике современной западной политической и экономической систем. В него включены интервью с современными экономистами, финансистами и философами. Среди проблем, которые затрагивает фильм, - неравномерное распределение ресурсов в мире, увеличение вооруженных конфликтов, финансовые кризисы.

Один из основных выводов, к которым приходят авторы и герои фильма, - миру необходимо отказаться от существующей денежной системы и вернуться к экономике золотого стандарта, в которой деньги каждой страны обеспечиваются ее золотым запасом. Однако эксперты, принявшие участие в дискуссии после показа фильма, считают, что дело не только в денежной системе.

«Действительно, те проблемы, которые были поставлены (в фильме), существуют и, на мой взгляд, являются даже более острыми, нежели это представлено в фильме», - признал декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов. Однако рецепты, которые предлагают авторы, наивны и ненаучны, считает он.

В XXI веке, полагает эксперт, были сломаны основы западной цивилизации, это касается и рыночной экономики, и либеральной демократии. Из-за возникшего идеологического вакуума в мире растет нестабильность: он распадается на мелкие сообщества, которые по-разному решают проблему выживания.

«(Фильм) наглядно показывает, в каком унынии, пессимизме и депрессии находится все человечество», - отметил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

По его словам, «золотой век», когда ресурсы в обществе распределялись наилучшим образом, на Западе начался после войны. Тогда появилась идеология благосостояния для всех, начался экономический рост, возник средний класс. Однако большие налоги и «перекос» в перераспределении ресурсов в пользу бедных привел к тому, что производители потеряли стимул для работы. В ответ на этот кризис появилась неоклассическая экономика, которая восстановила неравенство. Богатых стали освобождать от налогов, однако из-за этого упала покупательная способность у бедных, что опять же привело к застою в экономике. Тогда и возникла та экономическая система, кризис которой мы могли наблюдать в 2008-2009 годах.

Идею вернуться к золотому стандарту Гринберг считает варварством, так как это резко ограничит возможности экономического роста. Он видит выход из кризиса в сокращении разрыва между доходами наиболее и наименее оплачиваемых работников. Сейчас, по расчетам специалистов Института экономики, в Москве этот разрыв составляет 70:1.

Европейские оценки разрыва в доходах между бедными и богатыми привел гендиректор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев. Так, по его данным, в Швейцарии разрыв между самой высокой и низкой зарплатами составляет 500:1, в то время как оптимальным соотношением считается 40:1.

Агеев высоко оценил фильм. «За полтора часа (в нем) преподано введение в современную политэкономическую теорию», - считает он.

Однако эксперт отметил, что в фильме нет практически ни слова про современную Россию. Он полагает, что наше общество развивается большими циклами, по три поколения. С 1998 годы мы вступили в период поисков путей развития и метаний. Однако этот период закончится в ближайшие несколько лет, считает эксперт. По окончании таких периодов наша страна обычно демонстрирует рывок в развитии. Так что, по словам эксперта, «мы еще покажем миру экономическое и прочие чудеса».

«Научный понедельник» - мультимедийный научно-познавательный и просветительский проект РИА Новости, организованный совместно с Политехническим музеем и направленный на популяризацию современной науки. В рамках проекта будут показаны лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные научной тематике.