Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов обратился к вице-премьеру Ольге Голодец с предложением снять художественный фильм про великого российского ученого химика Дмитрия Менделеева. Об этом «Известиям» рассказал сам глава министерства. Идея министра уже одобрена в правительстве, и сейчас идет согласование всех аспектов связанных как с финансовой, так и с творческой составляющей. В администрации президента подтвердили, что вопрос об экранизации фильма об «отце русской водки» и создателе периодической системы химических элементов обсуждается. Бюджет, актерский состав и сроки съемки картины пока не утверждены.
- В этом году исполняется 180 лет великому русскому ученому Дмитрию Менделееву, и мы хотим, чтобы история его жизни легла в основу полнометражного художественного фильма. Он был не только великим ученым, открывшим периодическую систему элементов. Он также являлся членом Английского королевского общества, куда попадали лишь некоторые российские ученые, и сделал много открытий. Он в целом был яркой личностью, и мне кажется, что рассказ о его жизни будет интересен, - сообщил «Известиям» Дмитрий Ливанов. - Вопрос временного периода жизни, который будет отражен в фильме, нужно оставить за сценаристами, но я думаю, что повествование охватит как детские годы, так и зрелый возраст.
По его словам, большинству современных россиян Менделеев известен лишь как «отец русской водки» и периодического закона, но в ведомстве хотят сделать упор на малоизвестные, но значимые аспекты его жизни. В фильме предполагается рассказать о его экономических и социологических трудах, конструировании высокоточных приборов, разработке таможенных тарифов и выступлениях в качестве эксперта на процессах об отравлениях, подделке денег и спиритизме.
По задумке ведомства, художественный фильм должен рассказать о «русском Леонардо да Винчи», которого зрители смогут увидеть не только за написанием химической таблицы, но и за воздухоплаванием на воздушном шаре, созданием ледокола и бездымного пороха, а также за развитием нефтяной промышленности.
- Динамичный и яркий рассказ о разносторонней деятельности Менделеева призван разрушить в создании российской молодежи стереотипы о научной работе как о скучном и непопулярном деле и показать, что быть ученым - престижно и интересно, - отметила глава департамента информационной и региональной политики Анна Усачева.
Российский кинематограф за последние пару лет уже представлял несколько картин с громкими именами. В 2011 году вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» с бюджетом $12 млн и со сборами в России порядка $27,5 млн. Годом позже вышел фильм про легенду хоккея Валерия Харламова под названием «Легенда № 17» (сборы $29 млн при бюджете $10 млн). В 2013 году свет увидел фильм «Гагарин. Первый в космосе», который оказался не таким успешным: при бюджете $7 млн фильм собрал лишь $1,2 млн. Подобные фильмы снимались при поддержке Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Пока неизвестно, будет ли фонд финансировать постановку картины про Менделеева.
Эксперты и участники рынка российского кино считают, что интерес к персоне Менделеева со стороны общественности есть, но весь вопрос - в качестве переноса биографии великого ученого на кинопленку.
- Такой персонаж будет интересовать. Подобные фильмы вызывают интерес к определенной фигуре. Взять, например, фильм «Легенда № 17», после которого огромное количество людей в интернете стали читать, кто такой Харламов. Или «Сталинград», когда было огромное количество обращений по деталям войны. Потенциальный интерес у зрителя есть, - говорит генеральный директор Movie Research Олег Иванов.
Своего коллегу по цеху поддерживает создатель компании «Амедиа» и президент фонда «Академия Российского телевидения» Александр Акопов.
- Менделеев для большинства людей - персонаж из учебника. Всё будет зависеть от подачи самого кинофильма. Всё очень просто: хорошие фильмы пользуются успехом, а плохие - нет. «Легенда № 17», являясь успешным фильмом, хорошо выступила в прокате и привлекла зрителя. А если взять «Гагарин. Первый в космосе», то это был плохой фильм, он провалился, - говорит Акопов.