Вдову маршала Тито Йованку Броз с почестями похоронят в Белграде

Одноэпатажная Америка

Мать восьмилетнего Билли (Джексон Николл), наркоманка и воровка, готовится в очередной раз сесть в тюрьму. Ребенка надо срочно отправить живущему на другом конце страны отцу - такому же маргиналу. За доставку посылки, поворчав, берется овдовевший накануне дедушка Ирвинг Зисман (Джонни Ноксвилл). Поначалу безумный старикан пытается отправить внука по почте, но, получив вежливый отказ клерков, решается на большое дорожное приключение. В багажник внук и дед кладут бабушкин труп, чтобы похоронить где-нибудь на природе. Ну или сбросить с моста - они еще не решили. В первые же десять минут фильма дедушка Ирвинг застрянет интересным местом в автомате со снеками и спляшет с трупом на похоронах. Дальше шокирующих историй будет только больше.

Дед будет танцевать стриптиз в баре для черных, знакомиться с барышнями всех возрастов, крушить свадьбы и нервировать байкеров.

Внук победит в конкурсе красоты среди маленьких девочек, научится пить пиво, артистично пукать и очаровывать женщин. В общем, зритель увидит ровно то, чего следовало ждать от компании, на вывеске которой написано Dickhouse Productions.

В зарубежном прокате фильм называется «Jackass Presents: Bad Grandpa», и этот заголовок исчерпывающе описывает и его метод, и содержание.

Jackass - это «Чудаки», знаменитая передача MTV, а затем и серия фильмов про экстремалов, снимающих на скрытую камеру издательства над собой и прохожими. Похотливый дедуля Ирвинг Зисман на самом деле загримированный 42-летний актер Джонни Ноксвилл, причем загримированный так, что работу мастера уже выдвинули на «Оскар». В отличие от прежних серий «Чудаков», в «Несносном деде» гораздо меньше каскадерских трюков, но заметно больше социального эпатажа. Как и Бруно, и Борат, придуманные и сыгранные Сашей Бароном Коэном, Ирвинг и Билли изображают то ли ревизоров, то ли демонов, посланных на землю, чтобы испытать простых американцев.

Только вот в отличие от «Бората», этот фильм комплиментарен Америке - случайные жертвы розыгрышей в нем вежливы, добродушны, отзывчивы, терпеливы и эмоционально свободны.

Это, конечно же, результат юридической селекции: те участники съемок, которые показали себя не в лучшем свете, просто не разрешили включать себя в фильм. Но беспристрастного и объективного кино вообще не существует: даже когда кто-то из режиссеров намеревается снять «правду жизни», стоит помнить, что правда у всех своя.

Сравним, например, «Свадьбу» Лунгина и недавнее «Горько».

В «Несносном деде» есть три сцены с резиновыми гениталиями и бутафорскими (хочется верить) фекалиями - именно они не дают этой в целом остроумной и глубокой картине встать в один ряд с инди-кино вроде «Маленькой мисс Счастье» или сентиментальными американскими роад-муви типа «Успеть к полуночи».

Но здесь авторы пошлых «Чудаков» определенно сделали большой шаг вперед.

Фильм умнее написан (сказалось участие четырежды номинированного на «Оскар» сценариста и режиссера Спайка Джонзи) и честнее ведет себя с невольными актерами: единственные посмешища в кадре - Ирвинг и Билли. Над соотечественниками они по-настоящему жестоко измываются всего один раз, когда срывают детский конкурс красоты. Но безумные мамаши и несчастные девочки определенно заслужили, чтобы кто-то сказал им правду.

Прочие эпизоды, кажется, сняты с единственной целью: показать зрителям, какие хорошие и простые люди их окружают. Воистину - миссия для чудаков.