Каннским фестивалем будет руководить известный теледеятель Пьер Лекюр

В Калифорнии открылся American Film Market

Год, что прошел с момента закрытия AFM-2012, оказался для американского независимого кино довольно бурным и не всегда удачным. Ряд «инди-проектов», на которые возлагались существенные надежды, в прокате провалились. Это относится прежде всего к конспирологическому байопику «Пятая власть» Билла Кондона с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Джулиана Ассанжа. Проект стоимостью $28 млн стартовал в середине октября и к настоящему моменту собрал $6,08 млн. Другой повод для расстройства - ставка на подростковую аудиторию (young adults), которую независимые кинопроизводители решили сделать в прошлом году, глядя на успех «Голодных игр» и очередного выпуска франшизы «Сумерки», не сыграла. Проекты «Гостья» Эндрю Никкола, «Прекрасные создания» Ричарда Лагравенезе и «Орудия смерти: Город костей» Харальда Цварта из проката принесли примерно столько же, сколько на них было потрачено. Свежий релиз в этом поджанре, «Игра Эндера» Гэвина Худа, судя по разрыву между домашним прокатом и зарубежным ($32 млн и $9,1 млн в 12 странах за первую неделю), в лучшем случае повторит их судьбу.

На фоне этих событий AFM 2013 года, по мнению местных экспертов, будет «попрохладнее», количество заключенных сделок по сравнению с предыдущим рынком уменьшится, хотя организаторы сообщают о рекордно высокой посещаемости - более 8 тыс. участников. Если кто и в состоянии подправить статистику, так это представители Китая. В этом году китайцев больше, чем когда бы то ни было,- в их делегацию вошли, например, крупнейшая кинокомпания КНР China Film Corporation (государственная) и крупнейшая частная медиакомпания страны Enlight Media. Визитеры из Китая не только желают продавать свою продукцию в США, но и хотят, чтобы американский кинобизнес поучаствовал в развитии тамошней индустрии.

Присутствие России на AFM ничем подобным не выделяется: к сожалению, российские власти, в отличие от китайских, до сих пор не могут упорядочить хотя бы этап продвижения нашего кино на международных рынках. Единственным заметным представителем государства на этом фронте выступает компания «Роскино», которая вынуждена заниматься промоушеном при недостаточной поддержке со стороны Минкульта. На рынке российские продавцы стараются брать либо качеством, предлагая картины, уже ставшие хитами дома, либо интернациональной проблематикой - чтобы история могла заинтересовать зарубежного зрителя. Студия Bazelevs Тимура Бекмамбетова предлагает в числе прочего успешную франшизу «Елки», которая на родине заработала совокупно $47,8 млн, а также свадебную комедию «Горько!», получившую в интернациональном прокате название «Kiss Them All». Снятый за $1,5 млн мокьюментари уже принес создателям $17,2 млн, и деньги продолжают поступать.

Компания Russia World Vision надеется устроить в США судьбу картины «Духless» - тем более что местные критики, видевшие ее, уверяют, что картинка, сюжет и проблематика будут весьма близки американской публике. Дистрибутор «Планета Информ» делает ставку на «Трех мушкетеров» Сергея Жигунова. Классическое произведение Александра Дюма экранизируют, вероятно, каждый год или около того, однако свежая российская версия, как сообщает дистрибутор, смогла заинтересовать даже французов. Кроме того, компания надеется привлечь американских байеров к фильму-катастрофе «Метро», который уже продан в десяток стран.

Поддержку российским селлерам на рынке уже третий год оказывает «Роскино», действующее вместе со своим постоянным партнером, компанией «Аэрофлот - Российские авиалинии». В этот раз «Роскино» подготовилась к AFM, организовав непосредственно перед ним Неделю российского кино в Лос-Анджелесе «Doors to Russian Cinema». В течение всего рынка «Роскино» будет представлять лучшие постановки на объединенном стенде российских кинематографистов, проведет конференцию по питчингу сценариев, а также пропиарит возможности киностудий «Мосфильм» и «Главкино» на так называемом «Location show». Компания рассчитывает, что российский контент будет востребован у провайдеров «видео по запросу» (video-on-demand, VOD): у «Роскино» есть успешный прошлогодний опыт с Hulu и рядом свежих предложений. Именно этот способ доставки контента в Америке развивается интенсивнее всего, и, по мнению экспертов, в обозримом будущем сравняется по финансовым показателям с обычными кинотеатральными сборами. В данный момент компания готовит договор с Hulu plus, Hulu и Amazon. По словам главы компании Екатерины Мцитуридзе, впервые заинтересовалась встречей с «Роскино» крупнейшая VOD-платформа США, Netflix.

Владимир Боровой